Журнал про уличную культуру
и не только
Previous Example / Next Example
Метод танцевально-двигательной терапии и цирковой педагогики
Даёшь карнавал!
Как по-разному мы можем ощущать время! Часто оно кажется стремительным, бегучим, иногда — текучим, замедленным. Когда я окидываю взглядом пройденный путь «Маленького принца» (ред.: «Маленький принц» — неформальное общество поддержки людей с аутизмом во Владивостоке), мне кажется, что он умещается не в десять, а лет в тридцать точно. История за историей, эпоха — за эпохой. Взлёты, падения. Опыт, часто болезненный, но всегда — ведущий дальше, вверх, по ступеням.
Можно сказать, что МП — дитя своего времени и пространства, Владивостока начала 2010-х. В то время детей с аутизмом становилось всё больше, а профессиональная помощь явно не поспевала за этим темпом. Результатом дисбаланса спроса и предложения стало рождение родительской организации с традиционным лозунгом — «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих».
Спасение утопающих – дело рук самих утопающих
В 2012 году мы подружились с волонтёрской организацией «Мы вместе!», в которой участвовали школьники и студенты, начали активно встречаться, обмениваться опытом, находить редких, «штучных» специалистов, колыхать профессиональное и родительское сообщество: проводить конференции, семинары с участием столичных спецов, ну, и конечно, всевозможные активности для самих ребят. В 2014 году объявили о рождении «Маленького принца», прошли обучение в московском Центре лечебной педагогики у Анны Львовны Битовой и её просто космической команды, что создало крепкий фундамент для последующей работы с детьми с аутизмом.
В августе 2015 года произошло знаковое для нас событие — во Владивосток со спектаклем и мастер-классом приехал санкт-петербургский «Упсала-Цирк» и представил свой авторский метод цирковой педагогики. С этого момента всё разворачивается еще более стремительно и судьбоносно: ваша покорная слуга поступает в санкт-петербургский институт на отделение танцевально-двигательной терапии и, оказавшись на родине «Упсалы», бегает на тренировки в Школу цирковой педагогики. В то время питерская организация уже работала с детьми с синдромом Дауна, и чудо это называлось «Лямуры».
Метод цирковой педагогики «Упсала-Цирка»
Мы сразу срезонировали с основными принципами «Упсалы», тем более что наши ребята кто без шума, а кто с треском поочерёдно вламывались в подростковый возраст. Эстетика цирка, такого уличного, настоящего, очень соответствовала их потребностям. «Упсала-цирк» — это цирк, изначально созданный собственно для уличных подростков и создаваемый ими вместе с тренерами, циркачами до мозга костей.
Романтика настоящего площадного искусства, всегда яркий материал, профессиональный реквизит, взаимоподдержка в команде, безопасный риск, причастность к субкультуре, признание — всё это вместе взятое не могло оставить «внутри себя» даже самых несговорчивых, аутичных «принцев».
Принципы метода цирковой педагоги «Упсала-Цирка» основательно вошли в нашу жизнь, и мы на весь мир объявили себя последователями своих питерских учителей. Учились, примеряли, от чего-то отказывались, что-то добавляли своё, так как наши ребята имели всё же очень серьёзные особенности развития, да и нам самим не всё было под силу.
Всё встало на свои места: оба метода — цирковой и ТДТ — дополнили друг друга, как две половинки, которые искали своё счастье всю жизнь
Тем временем я завершила обучение по программе танцевально-двигательной терапии у Наталии Юрьевны Оганесян, основоположницы питерского современного направления, этот опыт вообще разделил мою жизнь на до и после. Всё встало на свои места: оба метода — цирковой и ТДТ — дополнили друг друга, как две половинки, которые искали своё счастье всю жизнь. То, что было не под силу нам и ребятам в применении одного метода, компенсировалось другим. Более того, вместе с ТДТ к нам пришёл научно-ориентированный подход, мы всё осмысляли через призму нейропсихологии.
Дальше — больше: практика у Александра Гиршона (московское направление ТДТ), эмбодимент-практика с Александрой Вильвовской и Александрой Безродновой, знакомство с Лизбет Марчер и её методом — бодинамикой, средовая педагогика Виктории Письменской, семейная мягкая школа Эллы Глушковой и т. д. Всё это продолжало укреплять фундамент, надстраивать следующие, более высокие этажи нашего дома. Мы погружались в метод замещающего онтогенеза, исследовали разные подходы, сочетали несочетаемое — практически ни один из перечисленных методов не создан конкретно для людей с аутизмом, адаптация — наша авторская. Традиции и новаторство — всё есть в нашей программе.
Волшебство танцевальной и двигательной терапии
Расскажешь, как это работает?
— Вербально о невербальном? Это всё — психофизика. Через движение, прикосновения, через взаимодействие с другими, взаимодействие с пространством мы заново можем открывать для себя мир. Познаём себя. Других. По сути, меняется наше гормональное состояние, многое начинаем ощущать иначе. Мы развиваем способность осознавать, ищем: а где же это моё «я»? А что я могу? А могу так и так. Формируем новые способы взаимодействия, новые паттерны, тем самым расширяем свои возможности. По мере этого дети становятся увереннее, целеустремлённее, у них появляется ощущение большей безопасности и доверия, это видно по походке, постуре, взглядам, действиям. Конечно, это практическая психология. Мы уже вырастили целое поколение творческих молодых людей, нашим первенцам сейчас по 20 лет. Это ребята, которые стояли у истоков МП.
Аутизм, или расстройства аутистического спектра, — это, прежде всего, расстройства эмоционально-волевой сферы, и здесь требуется скоординированная работа по разным направлениям, в частности, необходима работа и с телом, движениями, и с эмоциями, и с когнитивной сферой, и над социальными компетенциями. Наша задача — научить ребят понимать, что происходит с ними, и научить управлять своими состояниями, для этого нам необходимо самим научиться понимать, что происходит с ними, что становится возможно, только если мы понимаем сами себя. Такой круговорот исследования и передачи опыта.
Наша задача — научить ребят понимать, что происходит с ними, и научить управлять своими состояниями
«Планета фонарщиков»
Ну и, естественно, цирк и танец не могли не привести нас к рождению сценического действия. Шапито, странствующий балаган — это целый мир, и здесь открывается ещё больше смыслов. Это верхняя ступенька программы объединения. МП — это вообще планка. Для каждого участника, для организации в целом. Притом что у каждого есть возможность выбирать уровень погружения, калибровать стрессы. Эту планку задаёт сам метод.
В 2021 году мы оформили свою первую палаточку, отрепетировали первое представление, одноимённое, — «Планета фонарщиков» — и поехали бороздить дороги Приморского края, но об этом — в следующей серии…
Куба, карнавал, смыслы
Основное — это, конечно, философия. Как любим мы в клубе говорить, раз уж у нас нет возможности поехать на Кубу, пусть Куба приедет к нам. Мы сделаем её здесь! А карнавал — это освобождение… от страхов, скованности, ощущения отверженности. Карнавал — это про стирание границ, про отсутствие рампы между артистами и зрителями. Про смех, который очищает, освобождает от страха, и мы уже не можем не смеяться. Здесь все смеются над всем. Про смех, который и отрицает, и утверждает одновременно. Про катарсис. Карнавал объединяет людей, он про свободу, и равенство, и общечеловеческое.
Карнавал объединяет людей, он про свободу, и равенство, и общечеловеческое
Он добрый. Охватывает всех, и все — уже на сцене. Абсурдность жизненных ситуаций, комизм становятся естественными, жизнь предстаёт в своих невероятных хитросплетениях, и её уже невозможно не любить. Чего бы тебе она ни уготовила.
Более чем за десять лет поддержку МП получили более сотни семей. Возраст ребят, которые участвуют в организации, от четырёх лет и без ограничения… Но цифрами ли измеряются истинные результаты?
Важно: мифы об аутизме — рассыпаются. Дети постепенно поднимаются по лестнице своего развития, каждый — в своем темпе. Есть ответственность друг за друга. Преодоление стереотипов. Открытость новому, умение ориентироваться в происходящем. Устойчивость перед постоянно изменяющейся средой. Это опыт, который не подлежит тиражированию. Ведь МП — дитя своего времени и пространства, Владивостока начала 2010-х. Уверены: нигде больше никогда не мог родиться именно такой проект.

¡Únete a nosotros!*

*Присоединяйтесь! (исп.)
Автор: Елена ПИНЧУК, руководитель Неформального общества поддержки людей с аутизмом «Маленький принц»