Журнал про уличную культуру
и не только
«живу танцуя»
Танцы, конечно, любопытная сфера: не каждый человек себя с ними соотносит вообще, многие считают, что у них нет способностей или что навыки формируются только в детстве и уже поздно начинать. Но тех, кто открывает для себя этот мир, уже имея некий жизненный опыт, может затянуть вполне основательно. Владивосток — танцует. Школы танцевальные славятся, ценятся в масштабах, без преувеличения, страны, и если вы почувствуете, что теряете вкус к жизни, попробуйте приоткрыть эти двери.

Сегодня мы танцуем с по-настоящему внутренне свободным человеком — Евгенией Кузнецовой,
преподавателем танцевального центра «Этажи» (Владивосток). Многогранная, как направления, которые ведёт не один год — сальса, румба, афро, кизомба, — Женя является одним из лучших учителей социальных танцев и передаёт в своём непрерывном движении аутентичность наполненной солнцем и любовью к миру культуры.
«Да, я танцую, и можно сказать, что я живу танцуя. Танцы являются большой частью моей жизни: я либо танцую, либо придумываю танцы, либо придумываю костюмы для танцев, либо веду уроки, либо думаю о том, где бы мне ещё найти вдохновения или новых учителей, у которых можно заразиться новой любовью к танцам, либо увидеть новые аспекты. В общем, да, танцы — это моя жизнь. Целиком и полностью.
В преподавании я уже больше 10 лет и вижу, какими люди становятся, когда начинают танцевать. Как именно это происходит, сказать не могу, но люди раскрываются, начинают находить друзей, знакомых, любовь, семьи, у них рождаются дети, пока они танцуют. И это великолепно. Многие избавляются от комплексов. В общем, пожалуйста, танцуйте, потому что это может реально изменить вашу жизнь к лучшему. Девчонки становятся женственными, парни становятся мужественными. Что-то невероятное происходит на самом деле. Аналогов, наверное, нет: даже если вы просто пойдёте в спортзал, это будет не та активность.
Танцы очень терапевтичны. Когда вы учитесь, задействуете разные зоны мозга, разные мышцы. И для того, чтобы координировать все движения, нужно, правда, сильно стараться, и это поначалу многим людям даётся сложно. Вы можете преодолеть себя, научиться общаться с людьми, побороть какое-то стеснение — это эмоциональная сфера. Многие люди начинают выглядеть иначе — пользоваться косметикой, одеваться более смело, как-то менять свой стиль. Я не психолог, конечно, но… мне кажется, это очень важно — достигать целей, идти вперёд, не останавливаться, не бояться. Рекомендую танцевать.
Помимо танцев я занимаюсь пошивом одежды. Здесь самое сложное — выкроить. Юбку-солнце шить не сложно: в плане конструкции это просто кружочек с дырочкой. Считаю, да, через 2пи. Когда шьёшь несколько юбок, уже понимаешь: окей, обхват бедер вот такой, значит, будет вот такое вот число, и уже вижу человека — понимаю: вот у тебя будет радиус 11, а у тебя — 12. Это быстро приходит. Каждый может сшить юбку-солнце.
Сальса — моя любовь, кубинская культура — моя любовь. Люблю всё, что с ней связано, люблю читать об этой культуре. Развиваться в ней. Сальса глубокая до невозможности. В ней не только вширь можно развиваться и узнавать новое, но и вглубь, а в глубине же тоже есть своя ширь. Начинаешь погружаться и даёшься диву, сколько здесь всего интересного! История, религия. Начинаешь затрагивать какие-то параллельные течения, разные ритуалы и пр. Думаешь, ну вот, а там тоже есть танцы, надо тоже знать, и в итоге понимаешь, что, пока ты всё это запомнишь, возможно, тебе и жизни не хватит, потому что это огромная культура, которая развивалась очень долго.
Что поют в песнях — понимаю. Я брала персональные уроки по испанскому языку. Когда составляю хореографию, всегда ориентируюсь на текст, мне кажется, это интересно. Хотя вряд ли кто-то понимает в итоге, о чём мы танцуем, но я слышу фразу про дожди, океаны, туманы или ветра, создаю движение, напоминающее по своей структуре что-то подобное, ищу соответствие движения и слова. Это не просто так — делаем одно движение, потом другое, третье. Нет, я слышу музыку, звуки, текст, и рождаются совершенно новые, необычные сочетания образов.
На Кубе я не была. Любая страна, мне кажется, самобытна; ты приезжаешь куда-то и думаешь: тут всё по-другому. Даже иногда в другой город, поблизости, приезжаешь, а здесь уже все не так. Всё непривычно. Я на самом деле никаких представлений о Кубе не имею. Не хочу напредставлять себе, а потом «ой, всё потеряно». Многие говорят, что там действительно танцуют на каждом шагу, кто-то не видел танцев вообще, поэтому стопроцентно сказать, что на Кубе на каждому шагу пляшут румбу, я не могу. Пока сам не посмотрел, вообще сложно какое-то впечатление составить. Хотя я хочу верить, что там танцуют на каждом шагу. Надеюсь побывать самой.
Мне кажется, у разных людей разное понимание уличной культуры. Опенэйров во Владивостоке действительно стало больше. Во-первых, появилось больше танцевальных школ, больше преподавателей, а чем больше людей, которые увлечены этим делом, тем, соответственно, больше разных мероприятий. Каждый хочет выразиться, проявить себя. Вот, например, есть вечеринки в «Этажах», но в какой-то момент этого стало недостаточно, студенты сами, без преподавателей, начали делать выезды. Приехали на машине, включили музыку, потанцевали. Это прекрасно, потому что это сближает людей. Потом кто-то умудрился договориться с кафе — стали делать вечеринки в кафе.

Люди хотят показать себя. Когда мы танцуем в зале, как бы круто мы это ни делали, нас никто не видит, а когда мы это делаем на открытых площадках, на улицах, набережных, это видно людям. Вы вышли на набережную, потанцевали, прохожие люди посмотрели — вау, круто, я тоже хочу. Поэтому опенэйров становится больше — есть желание всю эту культуру нести в массы. Тут же и рисуют, и танцуют, и готовят. Это так здорово.
Куда развиваться танцевальному движению в нашем городе? Все выбирают разные пути на самом деле. Кто-то хочет побеждать в конкурсах, кто-то хочет просто для себя танцевать, кто-то хочет снимать красивые видео, кто-то — стать преподавателем. У каждого свой путь, и пусть он его найдёт.
Меня вдохновляет практически всё на свете. Всё, что я могу видеть вокруг, может принести мне вдохновение. Я занимаюсь разными вещами, у меня много увлечений, и подвигнуть творить может на самом деле любая вещь. Вдохновение вокруг нас, надо только его видеть и пользоваться.
Как я люблю отдыхать? Идеально, когда нет резкой черты между отдыхом и работой. Работа — это отдых. А в любимом деле ты, в принципе, устаёшь, но живёшь. Если я делаю что-то для себя, не на заказ, и решаю, чего бы мне хотелось сейчас для самой себя сделать, пошить, порисовать, то в целом для меня это отдых. Если я не тороплюсь. Просто с удовольствием сажусь на диван, беру чай или кофе и просто погружаюсь в процесс, даже если он ни к чему не приведёт.

Вот танцы возьмём: в какой-то части это работа, это тяжело, это отнимает много сил, потому что нужно общаться с людьми и прочее. А с другой стороны, танцы — это отдых, ведь я могу расслабиться, могу просто в выходной день потанцевать, пойти в какое-то место. Это у меня считается отдыхом, когда не нужно что-то делать в срок, как-то конкретно, чётко и точно, нет никакой цели у этого процесса. Всё, танцую, радуюсь и наслаждаюсь. Я счастливый человек. Это не значит, что у меня не бывает негативных эмоций, каких-то переживаний. Свобода в этом есть. Да, я могу позволить себе и позлиться, и покричать, и обидеться, и поплакать, но в целом я каждый день счастлива. Потому что каждый день есть что-нибудь, что меня радует».